Часть 2. Сколько времени занимает разработка сайта.
Для начала важно понять, что сроки разработки – это довольно сложный параметр, плавающий и зависящий от десятка факторов.
Часто на просторах интернета можно увидеть объявления, обещающие сделать отличный сайт “за 1 день!” и едва ли не даром. Такая реклама обычно подкупает своей “гарантированностью”. На сайтах, которые их дают, можно встретить десятки относительно неплохих проектов в портфолио, благодарственные письма то от Газпрома, то от РЖД и множество других вещей, которые создают красивую картинку. В эту сказку, безусловно, хочется верить, однако не стоит забывать, что, как говорил Остап Бендер, “скоро только кошки родятся”. В деле сайтостроения эта цитата вполне уместна, ведь создание качественного, удобного и стильного сайта – это процесс постепенный, требующий приложения больших усилий, как со стороны компании-разработчика, так и со стороны заказчика. И если с первой частью предыдущего утверждения на счёт усилий разработчиков вопросов не возникает, то вторую часть относящуюся к усилиям заказчика принимают далеко не все. А напрасно. Ведь на просьбу сделать “как-нибудь, чтоб было красиво” заказчик практически наверняка получит “что-нибудь, что вроде красиво”. А для того чтобы получить действительно качественный продукт, необходима ответственная и постоянная работа в том числе и с его стороны. Именно этот момент взаимодействия, выработки единого видения проекта, между заказчиком и разработчиком, и является обычно тем самым “ограничителем скорости” создания сайта. Хочется сразу отметить основные точки соприкосновения между этими двумя сторонами.
Первая точка соприкосновения – это совместная разработка технического задания (ТЗ). Безусловно, заказчик не обязан разбираться в тонкостях создания ТЗ, и тем более сам его составлять. Однако, при согласовании версий ТЗ, предоставляемых разработчиком, нужно максимально внимательно подходить к отображению в нём всех ваших идей и требований к сайту. При этом следует делать это как можно более оперативно, ведь до подписания ТЗ разработчик не имеет возможности приступить к созданию сайта.
Вторая точка – это контент (информация, представленная на вашем ресурсе). Этот момент зачастую ставит многих заказчиков в ступор. Ведь при всей спешке в создании и запуске сайта часто упускается из вида то, что разработчик вникает в тонкости бизнеса заказчика для того, чтобы выпустить высокоэффективный продукт, но не для того, чтобы структурировать и разбирать контент, поступающий для наполнения. Это вполне логично: программист или контент-менеджер, к примеру, не могут без непосредственного участия заказчика заполнить информацией разделы “Контакты” или “О компании”. Здесь все данные должен предоставлять клиент. Причём желательно, чтобы весь контент был готов ещё до начала разработки сайта. В таком случае задержка в сроках сдачи проекта будет маловероятна.
Третья точка – это согласование дизайна сайта. Здесь крайне важна ответственность со стороны заказчика. Не нужно соглашаться со всем, что предоставил разработчик со словами “И так сойдёт!”, думая, что это ускорит процесс и не отразится на качестве. Необходимо проверять, всё ли учтено, о чём была договорённость на этапе подписания ТЗ, высказывать свои пожелания или сомнения. Всё это поможет дизайнерам сделать продукт идеально соответствующим требованиям заказчика. Но согласование требует оперативности и вдумчивости. Ведь коррективы можно вносить месяцами – стремление к совершенству безгранично, но нужно понимать, что есть некая золотая середина, когда дальнейшая шлифовка дизайна даст крошечный положительный результат, в сравнении с тем отрицательным, к которому приведёт затягивание сроков разработки сайта. При этом лучше всего вести общение с помощью электронной почты. Ведь в таком случае фактически исключается возможность взаимных претензий сторон по причине вольной трактовки тех или иных моментов рабочего диалога.
В случае оперативной и ответственной работы заказчика во всех трёх вышеперечисленных точках, вполне можно рассчитывать на завершение создания сайта в указанные разработчиком сроки, а может быть и раньше.
И вот теперь, когда мы рассмотрели основные подводные камни процесса разработки, вернёмся, наконец, к вопросу о разумных* сроках.
- Промо-сайт (landing page ) – от 10 рабочих дней,
- Сайт-визитка – от 20 рабочих дней,
- Сайт-каталог – от 30 рабочих дней,
- Интернет-магазин (без интеграции и наполнения товарами) – от 35 рабочих дней,
- Корпоративный портал – от 60 рабочих дней,
Ещё раз хочется подчеркнуть тот момент, что это разумные сроки разработки сайта с индивидуальным дизайном. Естественно, можно сделать ресурс и быстрее, но при этом остро встаёт вопрос качества. Необходимо понимать, что команде креативщиков и программистов необходимо определённое время на то, чтобы вникнуть во все тонкости проекта и создать по-настоящему качественный продукт.
Качественных вам сайтов и добросовестных разработчиков!